Рэй Брэдбери. "451 градус по Фаренгейту".

Роман-антиутопия.
Книга, поднимающая очень важные проблемы общества, которые, если задуматься, охватывают все сферы жизни.
Почему книга носит такое название? 451 градус по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется бумага. 

Гай Монтэг — пожарник,  но он не спасает людей от огня… Он — сжигает книги. Все. Кучами. Прямо в домах. Иногда — вместе с людьми. Книги — противозаконно. Книги мешают людям жить. Как? Людям, читающим книги, приходиться думать, а это не всегда просто. Порой это волнительно, тревожно, пугающе. Да и это не все. Казалось бы, если человек хочет читать и волноваться — это его дело. Но нет. Такие люди могут взволновать целое общество, а общество не любит тревоги, ему нужно спокойствие и покой. Убийственное спокойствие. С телевизорными комнатами, постоянным движением и без души. Без любви. Без близости, без привязанности. С «ракушками» в ушах. С незамысловатой рекламой повсеместно. Со снотворными таблетками, чтобы не мучиться от бессоницы. С показательными погонями за преступниками, которые должны длиться только определенное количество времени, а то вдруг зрители заволнуются!
Люди не умеют думать. Они разучились. Дети для них — неприятности и лишние источники тревоги и беспокойства. Даже те, кто «рискует» их заводить, радуются, что дети живут в каком-нибудь интернате, и что им не приходится видеть их часто.  Люди существуют. Массовая культура, потребительское мышление, развлечения (слова из википедии, уж простите). Все условия для их удобства, все условия для их комфорта и спокойствия. Все для человека. И люди сами этого хотят. Они сами пришли к этому когда-то давно. Произведения классиков все упрощались, создавались пересказы, пересказы пересказов, краткие пересказы пересказов. Литературное произведение — колонка в газете. Не более. Позже пропала необходимость и в них. Что уж говорить о самих книгах? Конечно, в них отпала надобность, поэтому их стали сжигать. Повсюду спокойствие и покой, покой и комфорт, комфорт и спокойствие. Никакой тревоги, никаких волнений. Вот только к чему приводит это спокойствие? К абсолютной смерти человека духовно, лишь тело существует. И это даже не оболочка. Пустые мысли, пустые дела, пустые разговоры… ах, нет… разговоров просто нет, люди не знают, о чем разговаривать. Они молчат. И смотрят «родственников».
Но есть другие. «Возмутители» общества. Они считаются сумасшедшими и находятся под строгим контролям государства. Ходят к психиатру, «придумывают» для него всякую-всячину, а он разбирается. Это те, которые не опасны. Те, которые без книг, которые просто любят гулять, разговаривать с семьей, с людьми, наблюдать за миром, за природой… как Кларисса Маклеллан… Опасны же те, которые хранят книги… их арестовывают, а книги сжигают… Никакого развития. Все статично. Люди статичны, мир статичен. Зато спокойно. Ничего не волнует.

После того, как Монтэгу приходится сжигать книги вместе с «полоумной» женщиной, он «заболевает». Ему становится интересно, что же в этих книгах такого, что люди рыдают из-за них и даже умирают вместе с ними. У Монтэга есть своя тайна. Он хранит в вентиляционном отверствии несколько книг, но никогда их не читал. Прочитав их, Гай не может понять ничего. Ведь он просто не умеет думать, он не может уловить смысл написанных слов. Но постепенно Монтэг учиться работать головой, делать то, что он сам считает нужным, а не то, что ему навязывают. Гай учится думать. В чем ему очень сильно помогает старик Фабер, с которым он познакомился однажды в парке и который читал ему, пожарнику, стихи. Фабер считает себя трусом. Ведь он смирился с состоянием дел, боясь за собственную шкуру. Он сидит в своей квартире, боясь сделать что-либо против, но при этом сам же порицает это. Фабер благодарен Монтэгу за то, что тот дал ему шанс избавиться от страха и предпринять хоть что-нибудь. Да, страху не место, когда дело касается устройства города, страны, мира. Это твое будущее. И ты один из его создателей.

В романе два больших конфликта. Внутренний, разумеется, — в душе Гая Монтэга: где же верный путь?; и внешний — между Монтэгом и брандмейстером Битти, который олицетворяет другую сторону — законную. Брандмейстер Битти тоже проходил этап подобного «заболевания», но пришел к выводу, что все книги — пусты, в них нет ничего умного. Ничего. Абсолютно. Брандмейстер много читал, орудует множеством цитат, но он — на стороне спокойствия. Книги будто взбудоражили его, складывается ощущение, что он их ненавидит. И это приносит ему беспокойство вопреки его воли. Мне кажется, он неоднозначный персонаж. Понравилось описание из википедии:

Битти утверждает, что смысл уничтожения книг состоит в том, чтобы сделать всех счастливыми. Он объясняет Монтэгу, что без книг не будет никаких противоречивых мыслей и теорий и никто не будет выделяться, становиться умней соседа. А с книгами — «кто знает, кто может стать мишенью хорошо начитанного человека?». Жизнь граждан этого общества абсолютно избавлена от негативных эмоций — они только и делают, что развлекаются. Даже смерть человека «упростили» — теперь трупы умерших кремируются буквально через пять минут, чтобы никого не беспокоить. 

Ах да, об умерших тоже никто не плачет. Из-за развода никто не беспокоиться. Люди заключают по 5-6 браков, если им что-то не нравится в предыдущих. Ну или муж умер. Хорошее решение, что сказать. А еще идет война. И люди привыкли к бомбардировкам, к звуку пролетающей «смерти» над головой. И нормально. 

Люди добились, чего хотели. Спокойствие и покой. Нет тревог и волнений. Как они хотели. Но счастливы ли они? Ответ очевиден. А между тем и сейчас, в наше время, люди хотят именно этого. Спокойствия. От такой мысли становится страшно...

Колоссальное произведение. Каждый просто обязан прочитать. И понять. (Естественно, чтение без понимании не имеет никакого смысла. Наверное, сродни «Космополитену»).

ЗЫ. Наше общество становится все ближе к описанному, неправда ли?

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутка подписчиков в ютубе
Виктория
Виктория
Была на сайте никогда
Читателей: 4 Опыт: 0 Карма: 1
все 2 Мои друзья